Во многих странах мира учение и техника Айкидо распространяются
сегодня мастерами, которые обучались непосредственно у его
создателя. Но и их ученики и ученики их учеников сами уже теперь
стали опытными наставниками. Возникла цепь людской солидарности,
звенья которой связаны друг с другом действующими в Айкидо узами
братства. Оставаясь устойчивой вcю жизнь, верность принципам этого
боевого искусства наполняет каждого члена этого братства все
нарастающей силой.
Начало этому драгоценному для многих виду боевого
искусства положил Морихэй Уэсиба. Многие поколения айкидистов
считали и будут считать его своим главным учителем и называть
о-сэнсэем (большим учителем). Духовные силы, моральные качества
этого выдающегося человека, а также глубина его жизненной философии
и практическое наследие нашли отражение в целом ряде изданий и
отдельных публикациях, но особенно впечатляюще они представлены его
благодарным учеником Андре Ноккуэтом в книге "Путь
Айкидо - жизнь и послание о-сэнсэя Морихэя Уэсибы".
О-сэнсэй Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в
японском городе Танабэ, префектура Вакаяма. Он выходец из старинной
самурайской семьи, чья родословная прослеживается вплоть до XVII
века. Согласно тогда существовавшим традициям его воспитание
проходило с детства в духе дзэн-буддизма и по правилам кодекса
самурайской чести буси-до (путь воина). Этот кодекс состоял из
составленного в древности и постоянно дополнявшегося самыми
знаменитыми воинами собрания законов, касавшихся моральных
требований и суровых правил жизни. Воспитание молодых самураев было
неразрывно связано с изучением боевого искусства (бу-дзюцу) и
основывалось на беспрекословном подчинении ученика учителю.
Наставники рыцарских добродетелей считали, что честь, верность,
любовь к отечеству, мужество, доброту, порядочность, самообладание и
отсутствие излишних потребностей можно привить только интуитивно, а
не воспитать сознательно.
После упразднения сословия самураев, юному Морихэю пришлось
не раз переживать необоснованные оскорбления и даже унижения, что
пробудило, а затем усилило в нем желание постоять за себя. С
восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в жизни, наряду
с освоением коммерческого ремесла он занялся напряженными
физическими тренировками. Несмотря на тяжелые жизненные
обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и войнами,
Морихэй уже через короткое время целеустремленно осуществил свои
замыслы. Под руководством знаменитых мастеров он изучил различные
стилевые направления борьбы дзю-дзюцу и искусство владения мечом (кэн-до).
Следуя призыву правительства (в 1910 году),
Морихэй Уэсиба отправился на освоение незаселенных земель на
острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому самообладанию и
самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится ее
лидером и получает у поселенцев титул <короля Си-ратаки> (одной из
провинций Хоккайдо).
В 1911 году у него состоялась встреча с мастером Со-каку Такэда,
которая имела важное значение для будущего развития техники Айкидо.
Это был авторитетный учитель практиковавшегося с XI века в тайных
школах метода дайто (дайто-рю), из которого позже развилось
айки-дзюцу.
Эта разновидность дзю-дзю-цу (джиу-джитсу) имела
перед другими стилями важное преимущество, так как буквально все
тело бойца превращалось в оружие, которое использовалось в
метательной, ударной и рычаговой техниках боя. Айки-дзю-цу уже тогда
впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэн-дзюцу),
а также действенные способы выведения противника из равновесия (кудзуси)
и болевого воздействия (атэми). Особое значение уделялось
концентрации (аи) физической и духовной сил.
Занятия айки-дзюцу проводились только с
некоторыми, особо одаренными учениками. За свою одаренность и особое
рвение Морихэй Уэсиба тоже был зачислен мастером Такэдой в
число избранных. Принявшись за усиленные тренировки, он
беспрекословно следовал всем наставлениям учителя.
В 1916 году он завершил учебу, получив диплом мастера. Весной того
же года поездка, обусловленная тяжелой болезнью отца, свела вместе
Морихэя Уэсибу с Ванисабуро Дэгути, основателем нового
религиозного направления - Омото-кё.
Его проповеди о том, что мир и гармония на Земле
могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека,
настолько покорили Морихэя Уэсибу, который был тогда занят
техническим совершенствованием боевых искусств и постоянным поиском
новых достижений, что в 1919 году он переезжает в местечко Аябэ,
центр новой синтоистской секты Омото-кё, располагавшийся неподалеку
от Киото.
С этого времени напряженные физические тренировки
дополняются усиленными упражнениями в медитации, особенно во время
четырехлетней аскезы на горной вершине.
В 1925 году на него нашло озарение (сатори), а
вместе с ним и утвердилось убеждение в том, что любое боевое
искусство может быть только тогда подлинно ценным и непобедимым,
когда оно проникнуто божественным духом оберегающей любви и
ответственности перед всеми живыми существами. Так возникла духовная
основа Айкидо.
С этого времени о-сэнсэй Морихэй Уэсиба
сосредоточил свои силы на совершенствовании техники Айкидо,
добиваясь того, чтобы гармонично соединить практику боя со своим
духовным учением. Вскоре в его новый тренировочный зал (до-дзё)
пришли многие известные мастера других дисциплин бу-до и приступили
к учебе под руководством ставшего известным мастера. С помощью
влиятельных людей и при поддержке официальных властей в Японии стали
быстро возникать и другие центры Айкидо. После второй мировой войны
о-сэнсэй Морихэй Уэсиба воспитал и отправил многих своих
учеников в другие страны. Представители различных национальностей,
рас и религий получили теперь возможность изучать Айкидо и на
практике постичь все его значение как способа совершенствования
личности. Духовная сила (ки) большого учителя, умершего 26 апреля
1969 года в Токио, будет продолжать оказывать благотворное влияние
на многие поколения его учеников и последователей.