To main page /

* *

     

* *

13.03.2014 -
06.08.2013 - 04 2013
26.05.2013 - 26 ³
03.05.2013 - 1-2 . , ..
30.11.2012 -
13.08.2012 - -
25.07.2012 - !
06.01.2012 -
13.11.2011 -
14.10.2011 -
I-
   www.gismeteo.ru

"" -  ki-


•  (Copyright 20032007 Kendosolk)  •  ³䳿 (.)  •  ³䳿 (.)  •   •    • C < >  •    •

Кэндо

КЭНДО - самурайское искусство владения мечом, называвшееся сначала кэндзюцу (техника меча), а затем кэндо (путь меча), зародилось приблизительно в Х-ХI вв.

Оно значительно отличается от европейской и китайской манеры фехтования. Причина этого кроется не столько в особенностях японского оружия - самураи были вооружены двумя двуручными мечами - большим (катана), длиной примерно 100 см, и малым (вакидзаси), длиной около 60 см, сколько в принципах поведения в бою, порожденных дзэн-буддизмом и распространившихся на все боевые искусства Японии.

Их суть можно было бы сформулировать двумя требованиями - не суетиться и не делать лишних движений. Поэтому в Японии схватка выглядела примерно так: противники занимали исходную позицию с поднятым для удара мечом и ждали, когда у одного из них сдадут нервы и он откроется. Разумеется, допускались провоцирующие и отвлекающие выпады, которые применялись для того, чтобы выявить излюбленные приемы противника и манеру ведения поединка, обусловленную школой, к которой тот принадлежал. При случае они позволяли и поразить противника. Такая схема поединка была характерной для 1700 существовавших в Японии школ кэндзюцу, которые тем не менее отличались друг от друга стойками и приемами. Одни школы отдавали предпочтение вертикальному положению меча и рубящим ударам, в других использовалось в основном горизонтальное положение и тычковые удары.

Значительный вклад в кэндзюцу внес бродячий самурай Миямото Мусаси (1584-1645). За свою жизнь он победил в 60 поединках и умер своей смертью, что для профессионального воина было редкостью. А свою первую крупную победу Мусаси одержал в возрасте 13 лет, сразив в поединке одного из искуснейших фехтовальщиков того времени и тем самым положив начало своей собственной школе фехтования. В ней огромное внимание уделялось дзэнским медитативным техникам. В поединках мастер кэндзюцу - кэнси - должен был одновременно атаковать не только меч противника, но и его психику. Вывести противника из душевного равновесия и нарушить его уверенность в собственных силах можно было взглядом, жестом или боевым кличем. Чтобы противостоять психологическому натиску, необходимо было сохранять хладнокровие и спокойствие за счет полной отрешенности (мусин). Достижение этого состояния обеспечивало победу и в схватке с несколькими противниками, даже если они нападали с разных сторон.

Обучение кэндзюцу на протяжении многих веков осуществлялось с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах, поэтому тренировки часто заканчивались травмами, увечьями и даже смертью. Миямото Мусаси одним из первых начал применять деревянную копию меча - боккэн, который вскоре стал распространенным учебным инструментом. Живший примерно в одно время с Мусаси мастер кэндзюцу Оно Тадакэ, из соображений безопасности позволявший своим ученикам использовать на занятиях шлем с забралом, нагрудник и защитные пластины, прикрывающие предплечья, изобрел меч из бамбука. В середине ХVIII в. его преемник Наканиси Тюта усовершенствовал изобретение учителя - так появился сиаи - легкий меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос длиной 96-99 см и весом 1,36 кг.

После Реставрации Мэйдзи (1868) самураи лишились права на ношение меча. Однако кэндзюцу сохранилось под названием кэндо. Этот термин впервые был введен в употребление в начале ХVIII в. мастерами школы Абэ-татэ-рю, обозначившими таким образом понимание (которое, несомненно, было и у такого выдающегося воина и философа, как Миямото Мусаси) искусства фехтования как пути (до) морального и физического совершенствования.

 

С конца ХIХ в. кэндо, утратившее чисто прикладное значение, трансформировалось в военно-спортивную систему самосовершенствования, в которой огромную роль играет ритуал. В 1928 г. была создана Всеяпонская федерация кэндо. Сейчас занимающиеся кэндо изучают технику, включающую стойки (камаэ), синхронизацию движений рук и ног (субури), приемы атаки (какари) и защиты (укэ) и другие элементы, которые обычно отрабатываются с использованием деревянного меча боккэн. Как и в других видах воинских искусств Японии, в кэндо большое внимание уделяется изучению формальных упражнений ката. Спортсмены сражаются на бамбуковых мечах сиаи, удары которых весьма болезненны, поэтому спаррингующие облачены в шлемы с сетчатой маской и щитками, прикрывающими горло, плечи и шею, а также нагрудник и перчатки. Побеждает выигравший два очка из трех возможных, присуждаемых за поражение трех опасных участков головы и правого или левого запястий, которые в момент касания бамбукового меча находятся не ниже уровня плеча, горла или двух определенных участков корпуса. Все движения в кэндо регламентированы до мельчайших деталей. Умение владеть настоящим мечом проверяется, разумеется, не в поединках, а в тестах тамэси-гири, в которых спортсмены рубят обычно толстый сноп соломы.

В старые добрые времена мастера кэндзюцу для проверки или демонстрации своего умения перерубали мечом подброшенный волос или летящую стрекозу. Особенно высоко ценилось умение нанести несколько ударов на одном или разных уровнях - разрубить, например, стоящую палку на четыре части. Но, разумеется, и в старину, и сейчас главной целью занятий кэндо было не столько обретение технических навыков, в том числе эффективного удара, сколько закалка духа, психики, обретение способности спокойно встречать жизненные трудности и молниеносно и точно реагировать в случае любой опасности.
:· История кэндо

Буси, иначе средневековые рыцари, обращались со своими мечами в соответствии с кэндзюцу (искусством наступательного боя на мечах), обеспечивая покой и порядок в стране с IX по XVII век. Затем их власть стала достаточно иллюзорной...

:· Природа и задачи

Кэндо, "путь меча", в своей основе выражает волю преодолеть жизненные невзгоды, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью. ...

:· Техника и методы обучения

Техника кэндо строится на основе доктрины дзюго-но авасэ, иначе сочетании "податливости" с "твердостью", во всем многообразии ее задач. Посредством дзюго-но авасэ кэндо становится высокоэффективной системой по интеграции человеческой энергии. Таким образом, кэндо становится продолжением теории техники самого боя на мечах, как это имеет место в классических стилях кэндзюцу и кэндо...


    * :
  • . I-i, . , 144 ., . +38(050)811-90-90 ( ),+38(050)737-61-03 ( ) .
  • . I-i, . , 10, . +38(068)188-35-04 .
* , :mayor_filatoff@rambler.ru
* Yura "Kano_Nir" Filatoff Aleksey "L'Osho" Kosenko